РОДИТЕЛИ, ВНИМАНИЕ!
Отравления детей лекарственными средствами и средствами бытовой химии наблюдаются довольно часто, нередко сопровождаются интоксикацией и при несвоевременно или неправильно оказанной первой помощи могут привести к смертельному исходу.
Возможно, случайные отравления лекарственными средствами чаще всего наблюдаются в семьях, где неправильно хранятся лекарства. Во избежание этого, необходимо хранить лекарственные средства в недоступных для детей местах.
Больше половины всех детских отравлений обусловлено случайным приемом лекарств. Держите все препараты (даже витамины) в недоступном для ребенка месте. Никогда не называйте лекарства «конфетками», так можно спровоцировать интерес к ним.
Если вы заподозрили, что Ваш ребёнок проглотил какое-нибудь опасное вещество, не пытайтесь вызывать рвоту или давать малышу «запить» проглоченное без предварительной консультации с врачом. Немедленно свяжитесь со службой скорой медицинской помощи!
Придя с работы, иногда не оценив возможную опасность, сумку без присмотра оставляют на стуле, комоде или на полу. А ведь внутри находится множество опасных для ребёнка предметов: лекарственные средства, маникюрные ножницы монеты, всякие мелочи и даже помада с лаком для ногтей и жидкостью для его удаления, и пр. Все это, оказавшись в руках ребёнка, может привести к очень печальным последствиям.
Большую опасность несет и бытовая химия:
Средства бытовой химии, даже если это обычный стиральный порошок или сода, следует обязательно хранить отдельно от любых пищевых продуктов, недоступных для детей местах, лучше под замком.
На каждой бутылке или коробке обязательно должна быть этикетка; перед применением какого-либо средства, необходимо внимательно прочитать все рекомендации.
Жидкие вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой, а пересыпать сыпучие – ложкой; воронку или ложку после применения следует вымыть и высушить.
Если Вы убрали бутылку с моющим средством на верхнюю полку или закрыли в шкафчике, это не значит, что ребёнок её не найдёт и не опрокинет на себя. В таком случае химическое средство может попасть на нежную кожу малыша, в глаза или рот, при этом возможны совершенно катастрофические последствия не только для ребёнка, но и всей семьи. Поэтому всегда убирайте средства бытовой химии в места недоступные для детей. Места хранения опасных веществ любого происхождения и назначения должны быть оборудованы надёжными системами защиты от несанкционированного доступа.
Если Вы заподозрили, что ребенок проглотил какое-нибудь опасное вещество, не пытайтесь вызвать рвоту или давать малышу «запить» проглоченное без предварительной консультации с врачом. Немедленно свяжитесь со службой скорой помощи!
Дети очень любознательны и по своему незнанию могут попасть в различные неприятные ситуации, связанные с риском для жизни.
Берегите своих детей! Дети приносят в этот мир великую радость вместе со своим заливистым смехом, неуклюжими, первыми шагами и бесконечными «почему». Ничто не заменит детской улыбки, искренних объятий маленьких ручек. Каждые родители хотят ощутить и познать эти чувства. Давайте будем более ответственны и внимательны к своим детям!
Комиссия по делам несовершеннолетних
Жлобинского райисполкома
Маленькая сигарета –большая беда
Неосторожное обращение с огнём — одна из самых распространённых причин возникновения пожаров. Примеров множество: неосторожность в обращении с открытым огнём, будь то свечи или просто спички; непотушенный окурок. А курение – это одна из самых пагубных привычек человечества. Когда человек совмещает две вредные привычки (алкоголь и курение), то его жизнь может закончиться ещё более трагически. Статистика и анализ пожаров показывает, что наибольшее количество пожаров происходит по причине неосторожного обращения с огнём при курении в нетрезвом состоянии. Многие из любителей покурить в постели думают, что беда обойдёт их стороной. Увы, это не всегда так.
В Жлобинском районе с 23.12.2019 по 02.01.2020 произошло 6 пожаров, на которых погибло 2 человека и 2 человека спасено.
Так, 24 декабря неравнодушные соседи спасли на пожаре своего односельчанина. В 14 часов 31минуту в центр оперативного управления районного подразделения МЧС поступило сообщение о пожаре жилого дома в поселке Любовь Пиревичского сельсовета, по улице Центральной. Хозяин, 1957 г.р. на момент пожара находился в доме и был спасён населением до прибытия подразделений МЧС.
Соседка, Новикова Вера Ивановна, увидела дым, идущий из-под кровли соседнего дома, зашла внутрь и нашла лежащего на полу в задымлённой комнате хозяина дома. В одиночку поднять его ей не удалось и она позвала соседа, Королева Михаила Георгиевича. Уже совместно они взяли мужчину под руки и вынесли на свежий воздух. Хозяин дома с предварительным диагнозом «ожог верхних дыхательных путей, отравление продуктами горения» был госпитализирован в учреждение здравоохранения. Причина возникновения пожара – неосторожное обращение с огнем при курении хозяина дома.
Похожий случай произошёл 30 декабря. В 18 часов 29 минут по телефону "101" спасателям Жлобинского районного подразделения МЧС поступило сообщение о пожаре квартиры в многоквартирном жилом доме в микрорайоне №3 города Жлобина. В результате пожара повреждены постельные принадлежности, кровать в двухкомнатной квартире расположенной на втором этаже пятиэтажного многоквартирного жилого дома. Работниками МЧС на полу в задымленной комнате в сознании, обнаружен неработающий хозяин квартиры, 1980 г.р., который был выведен на свежий воздух и после осмотра работниками медицинской помощи, с предварительным диагнозом «отравление продуктами горения», госпитализирован в учреждение здравоохранения. Причина пожара – неосторожное обращение с огнём при курении.
МЧС напоминает: Уважаемые граждане! Никогда не курите в постели, ведь уснув и выронив сигарету из рук, можно спровоцировать пожар. Будьте особенно осторожны при курении, если употребляли алкоголь. Для своевременного обнаружения пожара рекомендуем установить в домах и квартирах автономные пожарные извещатели. Именно этот прибор сможет предупредить об опасности и спасёт от беды даже во время сна.
Жлобинское районное подразделение МЧС
В Гомельской области из-за пиротехники получили травмы 12 человек
Наверное, вряд ли найдется человек, который не любит фейерверки и салюты. И совсем невозможно представить Новый год без запуска ракет, бенгальских огней, петард. Ведь все эти атрибуты создают праздничное новогоднее настроение, но всем известно, что любая даже самая маленькая петарда взрывоопасна.
Ежегодно по причине неосторожного обращения с пиротехническими изделиями происходят пожары, получают травмы глаз и рук, многочисленные ожоги различной тяжести, как взрослые, так и дети. Иногда это связано с тем, что сама пиротехника некачественная, но чаще - из-за неправильного использования.
Встреча 2020 года также не стала исключением. В период празднования новогодних и рождественских праздников на территории Гомельской области по причине нарушения правил использования пиротехнических изделий 12 человек получили травмы, 5 из которых дети. В Жлобинском районе от взрыва петард пострадали 3 детей.
01.01.2020 в 14 часов 20 минут в г.Жлобине мальчик 2008 г.р. в результате неосторожного обращения с петардой получил пиротехническую травму «рваная травма 1,2,3 пальцев левой кисти» и был госпитализирован в УЗ «Жлобинская районная больница». В этот же день, в 17 часов мальчик 2005 г.р., получил «термический ожог 1,2 степени (менее 1% ) 1,3 пальцев правой кисти».
03.01.2020 в вечернее время в г. Светлогорске мальчик 2008 г.р. в результате неосторожного обращения с петардой получил «ожог кисти».
07.01.2020 в г. Рогачеве мальчик 2012 г.р. во дворе своего дома в результате неосторожного обращения с петардой получил пиротехническую травму «термический ожог основания пальца кисти».
08.01.2020 в 17 часов мальчик, 2008 г.р., в результате неосторожного обращения с петардой, получил пиротехническую травму «термический ожог пламенем левой кисти 2,3 степени (1 %) и был направлен на стационарное лечение.
МЧС напоминает: соблюдайте правила безопасного обращения с пиротехникой! В первую очередь, покупайте пиротехнические изделия только в специализированных магазинах. Попросите у продавца сертификат безопасности. Обратите внимание на срок годности (как правило, пиротехника хранится не более трех лет) и инструкцию (обязательно на белорусском или русском языке), которую необходимо изучить. Рассмотрите упаковку и само изделие: дефектов быть не должно, фитиль – заклеен или спрятан под обертку.
После покупки хранить данные изделия можно только в сухих помещениях и без каких-либо источников огня. Также нельзя держать пиротехнику возле батарей отопления. Например, балкон или кухня в качестве склада совсем не подходят: изделие либо отсыреет и в лучшем случае не сработает, а в худшем – выстрелит с задержкой в самый неподходящий момент. Или наоборот, постепенно нагреваясь, сработает самопроизвольно.
Прежде чем запускать, обязательно прочитайте инструкцию еще раз: у каждого изделия свои особенности, будьте внимательны. Если же пиротехника не сработала – не нужно поджигать ее снова, не наклоняйтесь над ней, чтобы выяснить, что случилось. К любому пиротехническому изделию нельзя подходить раньше, чем через две минуты после окончания его работы, а к многозарядным лучше не подходить еще дольше.
Родители! Не позволяйте детям использовать пиротехнические изделия.
Жлобинское районное подразделение МЧС
Печальные последствия небрежности с огнем
29 декабря 2019 года в 17 часов 08 минут спасатели Жлобинского районного подразделения МЧС выехали по сообщению о пожаре в жилом доме в деревне Скепня. В горящей комнате они обнаружили 49-летнего хозяина дома без признаков жизни. В результате пожара повреждено потолочное перекрытие и имущество в комнате. Рассматриваемая версия возникновения пожара – неосторожное обращение с огнем при курении.
02 января 2020 года в 21час 25минут в службу спасения по телефону «101» поступило сообщение о горении жилого дома в агрогородке Кирово, по переулку Пионерскому. По прибытии к месту вызова спасателей установлено, что происходит открытое горение кровли дома. При проведении разведки на полу в горящем помещении была обнаружена, без признаков жизни хозяйка дома, 1928 г.р., пенсионерка, которая проживала одна. В результате пожара огнем уничтожена кровля на площади 20 кв. метров, повреждено имущество, стены по всей площади и потолочное перекрытие на площади 30 кв. метров. Рассматриваемая версия причины возникновения пожара – неосторожное обращение с огнём (непотушенная свеча). Все обстоятельства произошедшего будут установлены в ходе проведения проверки работниками СК.
Чтобы предупредить такие пожары, необходимо всем обращать внимание на людей, проживающих рядом, ваших родных и близких. Просто поговорите с ними, предупредите об опасности неосторожного обращения с огнём. Если вы сами позволяете себе лечь в постель с зажжённой сигаретой, задумайтесь об опасности, которой вы подвергаетесь, ведь уснув и выронив сигарету из рук, можно спровоцировать пожар.
Будьте особенно осторожны при обращении с огнем при использовании свечей.
Для своевременного обнаружения пожара работники МЧС рекомендует установить в своей квартире автономный пожарный извещатель. Именно он сможет предупредить об опасности и спасёт от беды даже во время сна.
Однако, пока каждый не осознает всю серьезность и глубину проблемы, финал будет всё также трагически предсказуем и неизбежен.
Жлобинское районное подразделение МЧС
Дети всегда должны быть под присмотром!
Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад.
Часто спички в детских руках оказываются по вине взрослых, ведь если ребенок знает, где они хранятся, он может в любой момент их взять, а предположить, чем это может закончиться нетрудно. Места для игр дети подбирают соответствующие – на чердаках домов, в сараях, подвалах, недалеко от хозяйственных построек, около стогов сена и главное в то время, когда рядом нет взрослых.
18 октября четырехлетний ребенок погиб в Дрибинском районе Могилёвской области в результате возгорания соломы во дворе частного дома. Трагедия произошла в пятницу около 14:00 в агрогородке Черневка.
Двое братьев, четырех и пяти лет, играли во дворе между рулонами со спичками, в результате чего солома загорелась. Старший мальчик прибежал в дом к матери и рассказал о случившемся.
Когда пожар начали тушить, в соломе обнаружили тело младшего ребенка без признаков жизни. По факту случившегося проводится проверка.
Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают. Стремление к самостоятельности особенно ярко проявляется в то время, когда дети остаются одни. Оставляя ребенка одного без присмотра со стороны взрослых, сложно быть уверенным в том, что он не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, солому. В связи с чем, возникает необходимость воспитывать навыки осторожного обращения с огнём с самого раннего возраста.
Спасатели призывают родителей, бабушек и дедушек, а также старших братьев и сестёр: храните спички, зажигалки и другие огнеопасные предметы в недоступном для детей месте. Постоянно напоминайте детям об опасности игр со спичками и зажигалками. Ведь во время пожара у детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, под столом и т.д.
Родители! Обязательно научите ребенка действиям при пожаре и не оставляйте малолетних детей без присмотра, контролируйте их игры.
Специалист сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Жлобинского районного подразделения МЧС Татьяна Селюк
О соблюдении правил пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов
Часто пожары происходят от коротких замыканий при пользовании электропроводкой с поврежденной изоляцией или от перегрузки электросети, когда в одну розетку включено несколько бытовых приборов одновременно. Нагревание проводов и их воспламенение в этом случае происходит, если вместо стандартных предохранителей применяются самодельные вставки (жучки), которые не защищают электросеть. Иногда пожары происходят и от неумелого пользования бытовыми электроприборами.
Чтобы уберечь себя и свою семью от пожара в вашем доме или квартире, помните и соблюдайте правила пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов:
-перед использованием электроприбора внимательно изучите инструкцию по его эксплуатации;
-своевременно ремонтируйте электроприборы (доверяйте ремонт только профессионалам);
-для исключения возгорания электроприборов из-за скачков и перепадов напряжения в сети пользуйтесь сетевыми фильтрами;
-располагайте электронагревательные приборы, в том числе утюг, электроплитку, электрочайник на негорючей поверхности. Если провод или вилка прибора во время работы нагреваются, немедленно выключите его и отсоедините от электросети;
-регулярно удаляйте пыль с задней стенки холодильника;
-не закрывайте вентиляционные отверстия в корпусе телевизора и не размещайте телевизор вблизи отопительных приборов, занавесок, штор, которые могут легко загореться;
- не оставляйте включенный телевизор без присмотра и уходя из дома, отключайте телевизор от электросети, так как даже в режиме «ожидания» его основные узлы находятся под напряжением.
Напоминаем, что при эксплуатации электрооборудования запрещается перегружать электрическую сеть. Чем меньше электроприборов работает одновременно, тем безопаснее. Нельзя применять для защиты электросетей вместо автоматических предохранителей и калиброванных плавких вставок защиту не заводского (кустарного) изготовления (скрутки проволоки, «жучки»).
Запрещается эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или утратившей свои защитные свойства изоляцией, не допускайте их провисания. Недопустимо применять для целей отопления, сушки и приготовления пищи самодельные электронагревательные приборы и располагать рядом с электроприборами легковоспламеняющиеся материалы. Следите за тем, чтобы провод от электроприбора не находился под ковром, иначе он может перетереться. Не оставляйте работающий электронагревательный прибор без присмотра либо под присмотром детей и престарелых.
Уходя из дома, не забывайте полностью выключать электроприборы, в том числе - телевизор, компьютер, зарядные устройства мобильных телефонов.
МЧС напоминает, что срок службы и техническое обслуживание электроприбора, в том числе и холодильника, указаны заводом-изготовителем в прилагаемой инструкции по эксплуатации прибора. Эксплуатация электроприборов сверх срока увеличивает вероятность возникновения пожара в жилом доме и квартире.
Обнаружить пожар на ранней стадии и снизить возможный ущерб, а в некоторых случаях и предотвратить гибель людей поможет вам установленный в вашем жилище автономный пожарный извещатель. Даже если хозяев не будет дома, его звуковую реакцию на наличие дыма смогут услышать соседи, прохожие и вовремя поднять тревогу.
Жлобинское районное подразделение МЧС
Исправная печь –может дом ваш сберечь
Печь – один из важнейших атрибутов частного дома. Наши предки не без оснований считали, что именно она – «сердце дома» и «кормилица». На ней готовили завтрак, обед и ужин на огромные семьи. Благодаря печке мылись, стирали, лечили болезни. Про нее слагали знаменитые сказки, басни, стихотворения.
И сейчас без нее невозможно представить уютную дачу или дом в тихой деревне. Очаг притягивает к себе не только всю семью, но и соседей, желающих провести комфортный вечер вместе с разговорами о жизни. Печка согревает не только своей атмосферой, некой сказочностью, комфортом, но и теплом от сжигания дров и тления угля. Такая «магия» помогает согреться после суровых морозов, провести день с комфортной температурой и не замерзнуть ночью.
С ней, как и со всеми сложными и важными вещами, тоже нужно уметь обращаться. Равнодушие при установке и использовании очага может привести к самым печальным последствиям. Нужно сказать, что пожары из-за нарушения правил безопасности – вещь нередкая. Дорогостоящий ремонт и даже потеря дома, ожоги и травмы, человеческие трагедии не редко фигурируют в одном абзаце с теплым словом «печь» в сводках спасателей.
Так, за 2018 год на территории Жлобинского района по причине нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей произошло 9 пожаров, погиб 1 человек. С начала текущего года в Жлобинском районе из-за нарушений правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления произошло 2 пожара.
В зимние морозы чаще всего домовладельцы топят печи долго и длительно. И тогда перекал печи чаще всего приводит к возникновению пожара. Поэтому чтобы избежать пожара в сильные морозы топить печь рекомендуется два-три раза в день продолжительностью не более полутора часов. Длительная, непрерывная топка печи (свыше 3 часов) приводит к перекалу печи. Топку печи нужно прекращать не менее чем за 2 часа до отхода проживающих ко сну. И нужно следить за тем, чтобы мебель, занавески другие горючие материалы находились не менее чем в полутора метрах от корпуса топящейся печи.
Далее – печь нужно регулярно обслуживать. Есть отличный совет – побелите ее известковым раствором. Это делается не только для красоты и эстетики. Благодаря такому методу можно вовремя заметить трещины, которые появляются со временем. Дымоход нужно прочищать от сажи не менее одного раза в два месяца
Стоит знать о двух необходимых «аксессуарах». Предтопочный лист поможет случайно выпавшим углям не поджечь вам дом, а такое металлическое приспособление должно быть размерами не менее 50х70 см. Еще нужно не забывать про правильное использование «юшки» – заслонки, которая при плохой памяти может привести к отравлению угарным газом.
При растопке пользуйтесь только «натуральными» материалами. Щепка, береста, опилки – все, как в далеких веках. Это именно тот момент, где нужно побыть консерватором – легковоспламеняющиеся и горючие жидкости могут упростить процесс не только растопки, но и внезапного воспламенения вашего дома.
Топящуюся печь лучше не оставлять без присмотра. Следите за топочными дверцами, если они открыты – это залог вечера «с огоньком».
Проявите заботу к вашей печи, и она непременно подарит вашему дому теплоту, уют и бесценный комфортный отдых.
Жлобинский районный отдел по чрезвычайным ситуациям
Небрежность с огнем приводит к пожарам
Безусловным лидером в перечне причин, по которым возникают бытовые, производственные или лесные пожары, было и остается неосторожное обращение с огнем. Статистика свидетельствует, что 90% всех пожаров возникает по вине людей, не знающих правил пожарной безопасности или безответственно относящихся к их выполнению.
Человеку свойственно думать или надеяться на то, что беда обойдёт его стороной. Увы, это не всегда так. Примеров пожаров из-за неосторожного обращения с огнём огромное множество: неосторожность в обращении с открытым огнём, будь то свечи или просто спички, непотушенный окурок, неумелое использование пиротехники, неосторожность в обращении с горючими или легко воспламеняющимися жидкостями. Более 80% всех пожаров происходит в жилье, там же более 90% всех погибших на пожарах людей.
Неосторожное обращение с огнем при курении – до сих пор одна из самых распространенных причин пожаров с гибелью людей. Не секрет, что часто события с гибелью людей развиваются по сценарию – выпил - закурил – уснул – не проснулся. Даже если исключить из этой цепочки первое звено печальных последствий не избежать. В 2018 году в Жлобинском районе по причине неосторожного обращения с огнем, в том числе при курении произошло 24 пожара, на пожарах погибло 6 человек. В текущем году из-за неосторожного обращения с огнем 10 января произошел пожар в жилом доме в д.Кабановка, на пожаре погиб хозяин дома, пенсионер.
Окурки летят, балконы горят…
Один неудачно брошенный окурок сигареты, попавший на балкон соседу, способен погубить человеческие жизни и причинить материальный ущерб. И чтобы обезопасить себя от «летающих» окурков, достаточно убрать с балконов все сгораемые материалы и установить на окна москитные сетки. Это же правило касается окон в жилых комнатах, так как траекторию брошенного окурка предугадать невозможно.
МЧС напоминает: окурок, брошенный на опилки, вызывает их тление, тепло, выделяющееся при этом, с потоком воздуха проникает вглубь опилок. Через 2,5-3 часа температура поднимается до 410-470°С и происходит воспламенение. При попадании окурка на глубину 5-10 см он воспламеняется значительно быстрее - через 12-35 минут. Не оставляйте без контроля источники открытого огня (включенные отопительные приборы, печи, камины, костры, горящие мангалы и т. п.). Свечу устанавливайте на плотном и абсолютно негорючем основании, ширина которого превосходит длину свечи. Ни в коем случае не высыпайте пепельницу в мусорное ведро сразу после курения, не курите в постели. Для вашей безопасности и безопасности ваших близких установите в домах и квартирах автономные пожарные извещатели.
Будьте внимательны и осторожны при обращении с огнем. Берегите свое жилье и жизнь от огня!
Жлобинский райотдел по чрезвычайным ситуациям
Родители, будьте бдительны!
Ежедневно мы слышим о различных чрезвычайных ситуациях и спокойно воспринимаем огромное количество событий, оставаясь абсолютно равнодушными. Но когда происходят трагедии с детьми- невозможно оставаться в стороне. И чтобы не говорили о том, что нельзя все предусмотреть, никто не застрахован от случайностей. Вот только цена случайности слишком высока – жизнь ребенка.
По статистике, наиболее частая причина пожаров – игры детей с опасными предметами (спичками, зажигалками). Как правила, жертвами огня становятся дети дошкольного возраста. Это наиболее рискованный возраст, когда дети не осознают последствий от своих действий, чаще всего после того, как что-нибудь подожгли, стараются спрятаться под кроватью, в шкафу, под столом, где их очень трудно найти. С начала текущего года в Республике Беларусь на пожарах погибло 8 детей.
8 сентября на пожаре в деревне Чудин Ганцевичского района Брестской области погиб 2-летний ребенок. Сообщение о возгорании на территории частного домовладения поступило в дежурную часть около 16.00. К моменту прибытия первого подразделения МЧС хозяйственное строение, используемое для хранения сена, было полностью охвачено огнем. Во время тушения пожара под обрушившимися конструкциями спасатели обнаружили тело ребенка, которому в ноябре исполнилось бы три года. Семья погибшего ребёнка многодетная, молодые родители воспитывают семерых детей. На момент возгорания его родители работали в поле, примерно в 100 м от загоревшейся хозпостройки. Причина пожара устанавливается.
По предварительной информации, в сарае играли четверо детей, у одного из них была зажигалка. Когда начался пожар, трое ребят убежали, двухлетний мальчик выбраться не смог.
К сожалению, многие дети не понимают, как опасны игры с огнем. Многие родители наивно полагают, что их ребенок не способен на «плохие» поступки и предоставляют им полную свободу действий. И огонь, выпущенный из детских рук, зачастую выходит из-под контроля.
Уважаемые родители! Обязанность каждого взрослого – контролировать время свободного проведения своих детей и пресекать всевозможные игры, связанные с риском для их жизни. Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, одним словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.
Ребенок должен знать свой домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться и мобильным телефоном, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться. Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах. Разъясняйте детям опасность игр с огнем и не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.
Специалист группы пропаганды
и взаимодействия с общественностью
Дети всегда должны быть под присмотром!
С наступлением летних каникул приходит и пора повышенной опасности. В Республике Беларусь ежегодно регистрируется более полумиллиона случаев различных травм, из них пятую часть получают дети.
Пожалуй, главная проблема летних каникул — это безнадзорность детей. Ребята большую часть времени предоставлены сами себе. Родители, как правило, на работе и заняты будничной суетой, а бабушки с дедушками, если они у кого-то есть, в силу преклонного возраста не всегда могут уследить за тем, чем занят ребёнок. Поэтому безопасность детей на каникулах – это чрезвычайно важный аспект отдыха.
В летний период реки, озера, и прочие водные объекты – зоны повышенной опасности для детей. Поэтому, чтобы избежать трагедии ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра. Ребенок возле воды без сопровождения взрослых даже умеющий плавать может утонуть из-за растерянности или опять же по неопытности может быть унесен течением, затянут омутом, водоворотом. Родители! Если вы живете в непосредственной близости от водного объекта – постоянно напоминайте ребенку правила безопасного поведения, следите за тем, чтобы он не находился у воды без присмотра. Объясните детям опасность шалости у воды. Не разрешайте кататься на самодельных плотах, досках, бревнах.
В прошлом году было несколько случаев, когда из окон выпадали не только маленькие дети, но и постарше. Родители! Расскажите ребенку об опасности открытых окон. Объясните, какими могут быть последствия (приведите пример: возьмите обычное куриное яйцо и сбросьте его с высоты кухонного стола). Ребенок должен понять, что падение с высоты заканчивается смертью или серьезными увечьями.
Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Часто спички в детских руках оказываются по вине взрослых, ведь если ребенок знает, где они хранятся, он может в любой момент их взять, а предположить, чем это может закончиться нетрудно. Родители! Храните спички, зажигалки и другие огнеопасные предметы в недоступном для детей месте. Постоянно напоминайте детям об опасности игр со спичками и зажигалками и контролируйте игры детей. Не оставляйте малолетних детей без присмотра.
Казалось бы, дом — самое безопасное место для ребенка. Но далеко не всегда: по статистике, маленькие дети чаще всего получают травмы именно дома. Опасность подстерегает на каждом шагу: любая оставленная на краю плиты горячая кастрюля или незакрепленная полка может стать причиной травмы. Кроме того, интерес у ребенка могут вызвать таблетки, случайно оставленные вами на столе, батарейки, любые опасные жидкости — моющие средства, уксус и так далее. Родители! Чтобы избежать печальных последствий, вам необходимо убрать подальше от детей предметы, которые могут быть опасны, в том числе украшения, пуговицы, булавки и “невидимки”, монеты. Бытовая химия, спички, лекарства также должны быть вне доступа ребенка.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ!
Специалист группы пропаганды и
взаимодействия с общественностью
Жлобинского районного подразделения МЧС Татьяна Селюк
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
С каждым годом увеличивается количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними.
Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
В очередной раз напоминаем о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.
ЗНАЙТЕ! Согласно статье 159 Уголовного кодекса РБ «Оставление в опасности»:
1. Неоказание лицу, находящемуся в опасности для жизнисостояния, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможно предпринять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Напоминаем, что ответственность родителей за детей обуславливается обязанностью воспитывать своих детей, заботиться об их физическом и психическом здоровье, а также нравственном развитии.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ: В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕМУ УЧИТЬ
Фундамент культуры безопасности нужно закладывать как можно раньше с самых маленьких лет. Поэтому каждый родитель должен хорошо знать, как и о чем говорить с детьми разного возраста, быть способным в любое время завести разговор с ребенком о его личной безопасности и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.
До трех лет малыш обычно находится под постоянным наблюдением взрослых – мам, пап, бабушек, дедушек… Поэтому безопасность ребенкадо 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним.
Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них.
Примерно с трех лет ребенок активно вступает в социальные контакты, знакомится со сверстниками и общается со взрослыми, игры, разговоры и просто совместное времяпрепровождение с которыми могут быть для него очень интересными. В дошкольном возрасте необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Дошкольник также должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие» и разделять свое поведение с близкими и посторонними взрослыми.
Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
К тому времени как ребенок пойдет в школу, задача родителей – вооружить его «до зубов» всем тем, что составляет культуру безопасности. Конечно, не в том объеме, который он получит на уроках по основам безопасности жизни, но все же достаточном, чтобы распознать опасную ситуацию, насторожиться и спастись бегством или дать отпор там, где это возможно.
Отдельно в разговорах с ребенком 6-7 лет стоит остановиться на взаимодействии с другими детьми. Часто, особенно в общении со старшими детьми, происходит ситуация, когда ребенка подталкивают к различным рискованным действиям: прыгнуть с крыши гаража, засунуть гвоздь в розетку, перебежать дорогу прямо перед машиной и так далее. Важно заранее обговорить с ребенком возможность такой ситуации. Объяснить, что старший ребенок – еще не взрослый и нельзя доверять ему, когда он говорит, что это безопасно.
О готовности ребенка как-то понять плохой умысел или распознать неискренность можно начинать говорить лет с 8-9, никак не раньше. Нужно дать ребенку возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей. По мере взросления ребенка, накопления опыта, по мере того, как он будет учиться разбираться в людях, можно будет постепенно отказаться от жестких правил, заменив их более гибкими.
С 8-9 лет, как только ребенок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными друзьями только с разрешения родителей).
Работу с 10–14-летними подростками следует направлять на развитие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (к примеру, знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). При этом всегда помнить, что переходить на следующий этап можно только после того, как усвоены предыдущие установленные правила.
С 10-12 лет с целью профилактики различных сексуальных преступлений ребенку важно внушить мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест. Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже если к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись.
Заметим, что родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации можно посоветовать мамам и папам вместо слов «сексуальное домогательство» использовать фразу «безопасное и небезопасное прикосновение», а вытирая ребенка после мытья в душе, показать ему, до каких мест нельзя прикасаться другим лицам без разрешения родителей.
С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей. Школьники уже должны уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того предлога, с которым к ним подходят. Также они должны понимать меру своих возможностей (например, физических), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном, и не стесняться повести себя глупо в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос).
Они должны знать три «не» в общении с малознакомыми людьми: не садиться в машину, не ходить в гости, не есть и не пить ничего из того, что тебе предлагают.
КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Было бы здорово дать детям единственно верную инструкцию на все случаи жизни и перестать бояться.Но такой инструкции нет.
Зато каждый из нас может помогать ребенку ―разрешатьему приобретать собственный опыт и бережно поддерживать на этом пути, тренируя вместе с ним навыки, которые помогут в ситуации реальной опасности.
Какже добиться этого?
Обучайте заранее.То, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Чем инеобходимо воспользоваться.
Например, вочередной раз вырассказываете малышу сказку про шустрого Колобка— и неназойливо комментируете «колобковское» поведение: «Ой-ай, Колобок, тызачем один убежал издома...». Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша натом, что может случиться, если... Если тыостался один («Гуси – лебеди»), если нарушишь строгий запрет («Сестрица Алёнушка ибратец Иванушка»), если встретишься снезнакомцем исним поведёшь разговор («Глиняный парень»), если, поддавшись насоблазн, высунешься вокошко («Кот, петух илиса»).
Конечно, использовать стоит нетолько детские сказки. Всегда, когда ребенок сталкивается (всказке, вигре или в реальной жизни) снеожиданной/опасной для него ситуацией, делайте акцент натом, вчёмже опасность икак можно еёизбежать.
Таким незатейливым способом вызакладываете основы иготовите благоприятную почву для дальнейшего обучения. При этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, трудно представить себя наместе кого-то другого. Им обязательно нужнопрочувствовать ситуацию, какбы погрузиться внеё. Поэтому самое эффективное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребёнка. Когда ему интересно, любопытнои... чуточку страшно: авдруг это случилось сомной?
Атмосферу любопытства исоучастия создаёт ребёнку игра.Так, например, теже сказки можно нетолько читать и рассказывать, ноещё иразыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки— иразыграли короткую сценку. Аможно ипросто придумывать маленькие сюжеты.Разыграли— поговорили, апотом поискали вместе выход— что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы вбеду непопасть»?Разные ролевые игры с мягкими игрушками, книги или рассказы-сказки помогают научить ребенка безопасности, помогают как маленьким, так и детям постарше понять, попрактиковаться и запомнить, как вести себя в разных ситуациях.
Обучайте наглядно и разнообразно.Конечно, обопасностях можно ипросто поговорить, новместе с практическим действием любая информация крепче запоминается!Ребенок должен увидеть, ощутить, воспринять через свои органы чувств и эмоционально.
Можно сто раз повторить дошколёнку: «Неузнав, кто задверью находится, еёоткрывать нельзя». Ноэтого мало! Нужный навык приобретается изакрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаётся звонок. «Кто кнам пришёл?»,— спрашиваете ребёнка ипредлагаете ему самому подойти, посмотреть вглазок, спросить «Кто там?» (итак далее). Авследующий раз— пусть действует уже без подсказки. Авынаблюдаете, ивыясняете, что запомнил малыш, ачто— ещё нет, ивчём ещё нужно ему потренироваться, чтобы чётко усвоилось необходимое правило.
Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше. Например, поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходящую сценку изфильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат иповесить навидном месте, устроить соревнование, дать задание ипроверить, как онвыполняет его. Со школьниками постарше – моделируйте путь из школы домой, различные ситуации.
Обучайте правилам безопасности во время прогулки, игры, обычного разговора, по дороге в школу.С подростками можно обсуждать эту тему через книги, статьи в газетах и журналах, жизненные примеры.
Обучайте, объясняйте так, чтобы ребенок понял. Как это не покажется вам странным, но дети действительно часто не понимают того, что мамы и папы им говорят. Не понимают, а потому и не слышат, и не усваивают, и попадают в переделки. Поэтому стоит проверять, эффективны ли ваши уроки по обучению и привитию навыков.
Проигрывайте сценарий «что, если…». Научите ребенка самостоятельно просить о помощи, разыгрывая ситуации, когда она ему может понадобиться. Например, «что ты будешь делать, если упадешь с велосипеда». Объясняйте, к кому и как обращаться в таком случае. Практикуйте это до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок понимает ситуацию и не стесняется ее. Проговорив с ним, как себя вести в обычных и простых ситуациях, вы дадите ему общий навык правильного поведения в ситуациях более сложных и непредсказуемых.
Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал!
Правила - соблюдайте!
Когда говорите с ребёнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете.
Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Неназидательно, атак, вподходящий момент. «Сейчас так рано темнеет,— рассуждает мудрая мама,— непойдём потёмному скверику, пойдём подороге, там горят фонари». Вроде брошена фраза случайно, нослучай заслучаем... Вот иотложится вголове.
Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия— тесамые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, выговорите так, например: «Нет, мынебудем прятаться под этим высоким деревом: вовремя грозы это опасно»,— иобъясняете, почему. «Ипод аркой небудем прятаться— там темно, место совсем незнакомое... Добежим вон дотого магазина, там много людей...»
Полезно ипо-другому: невыдавать «голую» информацию, автянуть ребёнка вбеседу. Задавать вопросы— пусть думает человек. Сам процесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно.
Как тыдумаешь, какие места подороге вшколу самые глухие ибезлюдные? Акак тыдумаешь, угрюмый человек— значит плохой? Аесли улыбается— онхороший? Аможет быть, наоборот? Ккому вэтом супермаркете тыбы обратился запомощью? Как тыдумаешь, почему преступники должны маскироваться ипридумывать разные уловки, почему они немогут просто схватить ребенка ипобежать сним? Что былобы, еслибы сейчас кто-то прямо унас водворе куда-то потащил ребенка? Аеслибы тыувидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, чтобы тысделал, еслибы нименя, нипапы небыло рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают версии, поэтому отлично запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили.
Ещё лучше— побуждать ребенка ктому, чтобы онсам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит— ему интересно, значит, новая информация оставит впамяти след.
Ставьте рамки – ограничения.Детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и задача родителей – обозначить границы, за которые выходить нельзя. Ограничения, рамки, условия – это ваш, внешний контроль, который поможет находиться ребенку в «рамках безопасности». Внешний контроль (ваш) помогает ребенку вырабатывать внутренний контроль (свой, над самим собой). Когда ребенок сам проверяет себя, отвечает за свои поступки. Но контролировать тоже надо с умом. Вы не приказываете – вы договариваетесь, обговариваете условия. Если необходимо – идете на взаимные уступки. Ребенок должен понимать разумность ваших требований и ограничений (почему это необходимо) и быть (в душе) согласен с вами. «Хорошо, ты можешь пойти погулять вечером, но к полвосьмого домой…». «Ладно, ты можешь пойти с Ксюшей в кино, но расскажи еще раз, какой дорогой ты будешь возвращаться обратно…». Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, затем страхует. Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ребенком: вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком.
Поощряйте правдивость и откровенность.Если для вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Что вас обманывать и обмануть нельзя – себе же хуже. Дети вообще-то не любят лгать, в своей изначальной природе они правдивы, и только мы сами приучаем их к этому. Необходимо поощрять желание ребенка честно рассказать вам о каком-либо событии. Так вы сможете, во-первых, осуществлять контроль и не бояться, что он что-то скрывает, а во-вторых, вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопасности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент.
Старайтесь строить фразы так, чтобы обойтись без «не», «нет» и «нельзя».Очень часто при обучении детей правилам безопасности активно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разговаривай», «не бери» и т.д. Однако отметим, что до 6–8, а иногда и до 10 лет у ребенка не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ее воспринимать. В результате все, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» – ходи, «не открывай» – открывай и т.д. Знание только того, как не надо делать, не поможет разрешить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать.
В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко (рядом) от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что уже темнеет; обходи компании незнакомых подростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашел незнакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в темное время суток (или в чужих районах) только в компании друзей (знакомых) и т.д.
Запретами не увлекайтесь. Всякий раз спрашивайте себя: «Это действительно надо для его безопасности, или я запрещаю лишь потому, что мне так спокойней и проще?»
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
запрет скорее даст стимул ребенку попробовать в ваше отсутствие то, что нельзя, поэтому говорить о безопасности нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать.
Дети плохо воспринимают и запугивания, и страшилки, и занудные родительские советы.Поэтому уроки безопасности лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».
Проверяйте и закрепляйте всё то, чему научили ребенка.Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бытовую практику.
Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в долговременную, то есть запомнится, и уже надолго. Информация легко переходит в долговременную память:
- когда она яркая, эмоциональная;
- когда человек повторяет её, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: «мне пригодится, это важно, помни!»
В идеале должно быть так: освоил новый материал; затем – повторять: сразу же, через 3 дня, через неделю – через месяц.
Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особенности именно вашего ребенка – залог его безопасного будущего и вашего спокойствия.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК
Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребенку для безопасности. Это, пожалуй, самые базовые вещи, которые нужно не только знать, но и тренировать на практике.
- Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по-разному.Обозначьте для ребенка границу «свой-чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением. Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет). Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим» человеком, нарисуйте вместе с ребенком три круга доверия, разделив людей на «своих» и «посторонних»:
- Внутренний, самый маленький — это семья;
- Средний, чуть побольше — знакомые, которым вы больше всего доверяете (их должно быть немного);
- Внешний — все остальные (соседи, врачи, полиция, мама Сережи, дядя Вова…).
Учите ребенка разделять свои формы поведения в зависимости от этого. Обсудите, что можно и чего нельзя делать с ними без вашего разрешения: гулять, приглашать в гости, передавать ключи от квартиры, рассказывать что-то о себе, принимать подарки.
- Иметь представление о добре и зле, о плохих и хороших людях.Представлять, какого рода опасность может исходить от посторонних людей.Расскажите ребёнку о том, что мир разный. В нём есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим. Уже в трехлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно аккуратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о семерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята открыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, неулыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение.
- Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого.Это вообще один из важнейших навыков — на все, что пугает или смущает говорить «нет». Без стеснения и боязни. Проговорите потенциально опасные ситуации, когда это потребуется. Находясь со взрослыми или старшими по возрасту детьми, включая родственников и знакомых, ребенок не должен делать то, что ему не нравится. Также объясните ребенку, что если он сказал «нет», но кто-то принуждает его к чему-то или проявляет насилие, главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приём», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться, а устроить «шумовую атаку», ничегошеньки не стесняясьнужно кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!».
- Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором. Посторонние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна помощь. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся. Но ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услуге. Объясните, что ребенок поступит хорошо и похвально, если откажет чужому человеку. Взрослые должны просить помощи у взрослых, а не у детей. Если хочешь помочь незнакомцу – позови знакомых взрослых. Быть вежливым и уверенным. Не стоит грубить незнакомым людям. Лучший ответ для ребёнка до 12 лет: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» или «Я не разговариваю с незнакомыми». Подростки могут сказать: «Нет, я спешу, меня ждут». Важно, чтобы ребёнок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, не боялся показаться невежливым. В подъезде нужно кричать «Пожар!» а не «Помогите!», - это очень важный момент.
- Обращаться за помощью.Знать, что в случае любой опасности нужно, не стесняясь, просить о помощи у женщин с детьми, сотрудников милиции, или быстро бежать в любое общественное место: магазин, аптеку, на остановки общественного транспорта, в любое первое попавшееся учреждение и обращаться за помощью к служащим.Если произошла опасная ситуация или случилась беда, то нужно рассказать об этом близким людям, не замыкаться в себе, не скрывать, не бояться угроз или шантажа или родительских запретов.
- Нельзя прятаться в подъезде, среди гаражей или на стройке, бежать в сторону парка или стоянки автомобилей.Точно понимать, что пока вокруг люди – ребенок практически в безопасности, потому что всегда может применить два своих главных оружия: быстрые ноги и громкий голос.
- Понимать, что взрослые люди могут быть опасны,но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.Поэтому важно, во-первых, внушить ребенку уверенность в своих возможностях, в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развить такое качество, как готовность доверять интуиции и слушать свой внутренний голос.
- Обращаться в экстренные службы.Научите ребенка, как пользоваться номерами экстренных служб, в каких случаях по ним звонить и что отвечать дежурному, снявшему трубку.
- Знать номера близких людей на память.Убедитесь, что ребенок знает ваше полное имя, домашний адрес, а также номера домашнего телефона и вашего мобильного. И заодно сразу напоминаем, что это — информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь.
- Если ты куда-то собрался – СНАЧАЛА сообщи об этом родителям.Это несложно и здорово может уберечь от неприятностей. Договоритесь с ребенком, что ни при каких обстоятельствах он никуда не уйдет, не сообщив об этом вам или родственникам. Это строгое правило должно быть неукоснительным. В любой момент времени вы должны иметь четкий ответ на вопрос «Где мой ребенок?».