ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ОСЕНЬЮ
Осень, несмотря на все разнообразие ярких красок, у большинства людей в первую очередь все же ассоциируется с простудами, депрессиями и унынием. Связано это, скорее всего, с тем, что после жарких летних деньков, моря и солнца перспектива снова кутаться в теплые вещи совсем не радует.
Несмотря на то, что за лето малыш пополнил запас всевозможных витаминов в своем организме, на всю осень и еще на зиму этого моЖет и не хватить. Из-за недостатка витаминов, организм ребенка и его иммунитет слабеет, а, следовательно, он может себя плохо чувствовать и часто болеть. Чтобы укрепить здоровье и этого не допустить, достаточно будет придерживаться нескольких несложных правил.
1. По утрам, за завтраком, необходимо кормить ребенка цельнозерновыми продуктами и продуктами, которые содержат белки, жиры, углеводы с клетчаткой, а также железо, кальций и прочие минералы. Если ребенок будет получать подобный комплекс питательных веществ, то его мыслительные процессы улучшаются (соответственно, он лучше занимается), а иммунитет повышается, в результате чего до весны ребенок будет значительно меньше болеть.
2. Проще всего предотвратить распространение болезнетворных микробов, приучив малыша почаще мыть руки. По статистике, больше 80% существующих инфекционных заболеваний передается именно через руки. В связи с этим просто необходимо приучить ребенка самостоятельно следить за чистотой рук не только в дома, но и (особенно!) в общественных местах.
3. Что касается пищи в целом, то именно осенью она должна быть особо богатой на витамины, повышающие и укрепляющие иммунитет. Специалисты рекомендуют добавлять в повседневноепитание ребенка как можно больше различных фруктов, овощей, морепродуктов, а также йогуртов.
4. Чтобы предотвратить попадание различных вредоносных микробов в придаточные носовые пазухи, необходимо периодически промывать водой носовые проходы ребенка, таким образом очищая их.
5. И, конечно же, физическая активность. Давно известно, что малоподвижные дети, которые большую часть времени проводят дома перед телевизором или компьютером, в гораздо большей степени подвержены различным заболеваниям и стрессам, нежели те, которые физически активны. Поэтому осенью, в период простуд, необходимо всеми возможными способами укреплять иммунитет ребенка. А физическая активность является лучшим методом не только поддержания тонуса организма, но и улучшения настроения.
Я и мое здоровье
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КОМПЬЮТЕР И ДЕТИ»
Современный дошкольник входит в компьютерный мир также естественно, как учится ходить, говорить, заниматься с игрушками, общаться с окружающими детьми. Компьютер притягивает ребенка: ведь в отличие от пассивного просмотра мультфильмов компьютерные игры позволяют непосредственно участвовать в разворачивающемся на экране действии. Компьютерные игры имеют плюсы и минусы:
Плюсы - развивают логику, мышление, память, внимательность, сообразительность; знание иностранных языков, знание компьютера.
Минусы - нередко приводят к психическим расстройствам, ухудшению зрения, развитию жестокости, ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии, игровой зависимости.
Правила работы детей за компьютером:
Общение ребенка дошкольного возраста с компьютером должно начинаться с игр, подобранных в соответствии с его возрастом, особенностями здоровья, внимания и памяти. Если компьютер передает значимую для ребенка информацию в привлекательной форме, если крупное цветное изображение сопровождается спокойным звуком, то это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Помните, что этапу знакомства с компьютером должен предшествовать этап развития моторики и зрительно-двигательной координации. Чем больше дети будут делать простые и сложные движения пальцами, тем больше участков мозга будет включена в работу. Для координации зрительных и моторных анализаторов используются специальные дидактические и пальчиковые игры.
Садясь с ребенком за компьютер можно сразу оговорить количество просмотров и время перерывов.
Сидя за компьютером, ребенку необходимо смотреть на экран и нажимать клавиши на пульте и клавиатуре. Он принимает определенное положение и замирает до конца игры, увлеченный действием. Задача взрослого - создать условия для двигательной разрядки. Для снятия мышечного напряжения можно провести разминку под музыку, точечный массаж или переключить ребенка на другой вид деятельности.
Таким образом, формируя у дошкольника основы информационной культуры, необходимо учитывать основы его психического и физического здоровья, соблюдать гигиенические нормы, установленные для этого возрастного периода.
К ЗДОРОВЬЮ - ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Никакое средство, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний. |
А. С. МАКАРЕНКО |
Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания — именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Нынешнее экологическое неблагополучие, экономические сложности обязывают усилить оздоровительную направленность воспитания в целом. Сегодня оно вправе именоваться оздоровительным воспитанием. В сложившихся условиях соблюдение норм здорового образа жизни —: это та единственная «скорая помощь», на которую может рассчитывать человек, чтобы хоть в какой-то мере обеспечить себе качество жизни.
Из каких компонентов складывается оздоровительное воспитание детей? Безусловно в каждом конкретном случае учитываются многие обстоятельства: здоровье, специфика учреждения дошкольного образования, условия, контингент родителей, профессиональные возможности и интересы педагогов и пр. Однако в первую очередь следует создать основополагающие условия здорового образа жизни и обеспечить его реализацию
УСЛОВИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Основные компоненты здорового образа жизни детей в учреждении дошкольного образования |
Средства реализации |
Эколого-гигиенические условия |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм Создание «мини-экологических оазисов» в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений |
Психологический комфорт |
Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения в коллективе Условия для свободного выбора деятельности Наличие мест для уединения. Возможность свободного присутствия в группе родителей. Комфортные условия быта. Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала взрослых (многократно в течение дня) |
Распорядок дня |
Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов Физиологически обоснованное соотношение периодов бодрствования и сна, их «качество» Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности Включение в распорядок дня «занятий-упражнений» по овладению гигиеническими навыками |
Оптимальная двигательная активность (не менее 60% периода бодрствования) |
Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе Разнородность физкультурно-игровой среды Специально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельности Включение движений во все виды занятий Создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности |
Закаливание |
Оздоровительные прогулки (3—4 ч ежедневно) Умывание и полоскание рта прохладной водой Воздушные ванны до и после сна (5—7 мин) Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 мин) Использование элементов пульсирующего климата Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры дома |
По материалам В. А. Шишкиной
«КОРОЛЕВСКИЕ МАНЕРЫ» И КРАСИВАЯ ОСАНКА
Издавна мораль славянских народов предусматривала такие отношения между людьми, как товарищество, взаимное уважение и забота о человеке. Эти же требования были положены и в основу правил поведения.
За период развития человечества многие правила изменились, дополнились, некоторые исчезли вообще, часть же сохраняется традиционно.
Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила хорошего тона в догму. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности. Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. С самого раннего детства малышей следует обучать вежливости и правилам хорошего тона. Для постижения этой «науки» ни один ребенок не бывает слишком мал.
Соблюдение правил хорошего тона, или, как их можно назвать «королевских манер», должно опираться на естественность, непринужденность, но ни в коем случае не на притворство и ложный стыд.
По тому, как человек стоит, ходит, сидит, по положению рук и ног можно судить об уважении или пренебрежении его к окружающим. Каждая поза должна быть непринужденной и соответствовать обстановке. То, что можно разрешить себе, находясь в одиночестве, часто недопустимо в присутствии других.
Походка человека с прямой осанкой, гибкими и размеренными движениями красива и гигиенична.
Нужно избегать разболтанной, шатающейся и семеняще - танцующей походки. Мужественность, размашистый шаг и широкие движения, присущие мужчинам, не подходят женщинам. Размахивание руками и раскачивание плечами не придают красоты ни мужской, ни женской походке. Некрасиво выглядят при ходьбе или стоянии голова, втянута в плечи.
На стуле рекомендуется сидеть прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует раскачиваться, сидеть на краешке либо верхом. Садиться и вставать нужно бесшумно. Стул не двигают, а переставляют, держа его за спинку. Постукивание ногой по своему стулу, а тем более по чужому, действует раздражающе. Сидя, не качают ногой, не ерзают. Сидеть нужно, держа колени вместе, ступни по возможности одна возле другой, можно одну ногу выставить немного вперед либо слегка скрестить их в лодыжках. Считается некрасивым подпирать щеку рукой или класть голову на руки.
В такой небрежной позе не только невежливо разговаривать с другими, но также можно получить искривление позвоночника. Не нужно опираться локтями о спинку своего стула, сцеплять руки вокруг колен или скрещивать их на груди. Руки должны спокойно и легко лежать на коленях или на столе.
Неприлично при разговоре прикрывать рот рукой, теребить пуговицы, хлопать собеседника по плечу, держать за рукав или подталкивать его локтем. Даже чтобы поправить одежду знакомого, например, снять нитку или волос , следует спросить у него разрешения.
Вежливый человек не поворачивается ни к кому спиной. В обществе старается быть лицом к другим, а если иначе нельзя, то, по крайней мере, боком.
Настоящие принцы и короли уступают во всем своим дамам, но только не в «королевских манерах».
СОВЕТЫ:
Постарайтесь быть приятным гостям: не входи без стука, а, войдя, громко поздоровайся со всеми.
Когда подадут кушанья (но не раньше), сними льняную салфетку со стола, разверни и положи на колени, а после еды оставь ее рядом с тарелкой. На тарелку кладут только бумажную салфетку.
Чем больше ты помогаешь людям, тем больше можешь рассчитывать на их помощь.
На улице ходи только с правой стороны тротуара, не озирайся на прохожих, не заглядывай в окна, не беги и не толкайся.
Зевать в обществе, особенно во весь рот и тем более громко, неприлично. Постарайся сделать это незаметно.
Не ходи в гости без приглашения. Но если не можешь принять приглашение – откажись вежливо и необидно.
Упоминая в разговоре кого-нибудь из знакомых, невежливо говорить о нем «он» или «она». У всех принцесс принять называть даже близких людей, например: «Мама велела…» или «Емеля сказал…».
Никогда не бери чужие вещи, не подслушивай чужие разговоры, не читай чужие письма! И не выбалтывай чужие секреты.
Даже если у тебя плохое настроение, ни в коем случае не дай почувствовать это гостям. Встречай их приветливо, с улыбкой.
Ешь беззвучно: не чавкай, не причмокивай. Не дуй на горячее, не стучи ложкой по тарелке, не пей из блюдца, не вытирай хлебом тарелку.
Будь доброжелательной – это сразу расположит к тебе окружающих. Высокомерных и непривлекательных людей никто не любит.
Никогда не дари того, что не хотела бы получить сама. Подарок – это непременно что-нибудь красивое и приятное
Считать себя принцессой – значит не падать в обморок, не хныкать и не устраивать истерик. Если поранилась – умей оказать первую помощь себе, а понадобиться – и другим.
Если ты решила стать настоящей королевой, никогда не употребляй грубых выражений!
О, если ты научишься сопереживать и сочувствовать – будь уверенна, многие захотят с тобой дружить!
Никогда никого не высмеивай! Будь тактична – и ты почувствуешь себя настоящей королевой!
Не кричи и не размахивай руками при разговоре! Не обижай маленьких и не задирай старших.
Если беседуешь стоя, не сутулься, не подпирай руками бока, не скрещивай руки на груди.
Никогда не желай зла! Все злые и завистливые принцессы, а также принцы и короли с королевами больше всего страдают от собственной злости.
У воспитанной принцессы в запасе несколько слов – приветствий: «здравствуй», «доброе утро», «добрый день» «добрый вечер». Здороваясь, улыбнись.
Первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
Будь вежливым со своим собеседником: не груби, не поворачивайся к нему спиной, не бормочи себе под нос, не пожимай плечами, не щелкай пальцами, не ковыряй в носу и в зубах, не почесывайся.
Поддерживай порядок в доме – это хорошая привычка! Каждую неделю вытирай пыль с листьев комнатных растений. И не забудь открыть форточку, когда проводишь уборку!
Хочешь быть стройнее – не ленись делать зарядку! Кстати, полезно походить с тяжелой книгой на голове – это поможет приобрести королевскую осанку.
Не опаздывай! Точность – вежливость не только королей, но и настоящих королев. А если тебе придется ждать, умей прощать опоздавших.
Если тебя принимают как почетную гостью – держись по королевски! Сиди прямо, не сползай на край стула, не ерзай, не клади ногу на ногу и не вытягивай их под столом.
Игры с мячом на улице для детей
Горячий картофель
В игре используется теннисный мячик или волейбольный мяч.
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Вышибалы
Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и всё начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.
Свечка
Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим. Правила:
- Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.
- Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.
Игры с мячом в помещении
Я знаю пять
Игрок берет мяч ударяет его о землю и ловит. Перед первым ударом произносит слова: Я знаю пять имен девочек — (удар) Маша, (удар) Люда и так далее. Если игрок забыл, не знает, не может долго вспомнить следующее имя, если повторил имя — игра останавливается и мяч передается другому участнику. Вместо имен можно перечислять клички животных, название цветов, породы животных, название рек, городов и так далее. Выбор огромен.
Мяч можно не ударять о землю, а подбрасывать вверх и ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Побеждает тот, кто назвал больше всех заданий.
Съедобное и несъедобное
Для игры нужно встать в круг и кидать друг другу мячик, называя любой предмет. Можно также выбрать ведущего, остальные игроки сидят напротив него. Если названное слово означает что-то съедобное, игрок, которому кинули мячик, должен его поймать. Если предмет несъедобен, то мячик нужно оттолкнуть. Тот, кто ошибся и поймал мячик, становится водящим.