Домашнее насилие… Куда обратиться за помощью?
К сожалению, семейное насилие является достаточно распространенным явлением в нашей жизни. Причем, оно часто не воспринимается и не расценивается как насилие всеми участниками этого процесса. Такой вопиющий случай, когда взрослый человек насилует или избивает ребенка, квалифицируется окружающими как насилие. Во многих других случаях насильник не считает, что он совершает насилие, жертва не осознает, что подвергается насилию, и свидетель не понимает, что же он наблюдает.
Вот несколько типичных примеров.
1. Супруги поссорились, муж избил или поранил жену в порыве гнева. Это что? Физическое насилие? Многие удивились бы такой формулировке и сказали бы: «Семейное дело, с кем не бывает, ну повздорили, милые дерутся…».
2. Муж требует от жены секса. Жена соглашается, потому что, если откажет, то будет скандал, затянувшаяся ссора… И она занимается с мужем любовью по принуждению, и не осознает, что является жертвой супружеского насилия.
3. Ребенок плохо себя ведет. Родители его бьют (или кричат, или оскорбляют, или обзывают…). Их позиция: «Мы его воспитываем».
Домашнее насилие – это физическое, психологическое, сексуальное, экономическое насилие, совершаемое интимным партнером или членом семьи.
Физическое насилие: избиение, пощечины, выкручивание рук, таскание за волосы и т.д.
Сексуальное насилие: непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, изнасилование, в том числе мужем, отказ использовать контрацептивные средства, беременность по принуждению, инцест…
Словесное и психологическое насилие: оскорбления, крики, грубость, нецензурная брань, пренебрежительное отношение, игнорирование мнения женщины, неоправданная ревность …
Экономическое насилие: запрещение на работу вне дома, отбирание денег или предоставление недостаточного количества для жизни, сокрытие доходов…
То, к чему стремится домашний насильник – это власть и контроль над другими членами семьи. Для этого он может запугивать, оскорблять, угрожать, принуждать, внушать чувства страха, стыда, вины и использовать другие манипулятивные и насильственные стратегии.
Как распознать такого человека?
Существует набор черт характера и особенностей поведения человека, способного к проявлению насилия в семье.
Это:
·Чрезмерная ревность. В начале отношений она может восприниматься как подтверждение любви.
·Контроль. Его вначале часто воспринимают как заботу о себе, о своей безопасности.
·Быстрая связь. Многие женщины, впоследствии подвергшиеся избиению, встречались со своими будущими мужьями менее 6 месяцев. Мужчина заявлял о своей любви с первого взгляда, льстил женщине, что она единственная.
·Обвинение других в возникновении у него негативных чувств и проблем «Ты толкаешь меня на это…. Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу….».
·Нереальные ожидания, завышенные требования к супруге (-у).
·Проявляемая грубость по отношению к животным или детям.
·Оскорбление словом.
·Ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку.
·Убеждение, что мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи, у него вся власть и контроль.
·Высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения.
·Сочетание высокой импульсивности с низким самоконтролем.
·Неспособность принять ответственность за совершенные действия.
·Родительский сценарий, включающий семейное насилие.
·Постоянное употребление алкоголя, психоактивных веществ.
Много ли тех, кого в детстве пальцем никто не тронул? А уж тех, на кого в детстве ни разу не накричали, совсем не найдется. Не дома, так в школе кричали, пугали угрозами страшными. К сожалению, типичная ситуация нашего детства сопровождается домашним насилием чуть ли не каждый день.
Нужно заметить, что стресс, который переживает ребенок в ситуации эмоционального насилия, ничем не отличается от стресса, который бывает в ситуации физического и сексуального насилия. Более того, исследования показали, что, одинаково травматично быть и жертвой и свидетелем насилия.
Любое систематическое насилие приводит к тому, что у жертвы и у свидетеля развиваются посттравматические стрессовые расстройства. Они характеризуются беспокойством, тревожностью, нарушениями сна, длительно сохраняющимся подавленным настроением, склонностью к уединению, чрезмерной уступчивостью, заискивающим, угодливым поведением. Могут реактивно формироваться различные соматические заболевания, такие как, ожирение, резкая потеря веса тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.
В обыденной жизни наиболее заметными признаками постстрессового расстройства у ребенка являются симптомы повышенной возбудимости. Это раздражительность, нарушения сна, непослушание, трудности концентрации внимания, взрывные реакции, непроизвольная физиологическая реакция на событие, символизирующее или напоминающее травму. Например, если замахнуться рукой на битого ребенка, он может зажмуриться, отшатнуться, закрыться руками, испугаться, заплакать, несмотря на то, что столкнулся только с угрозой, а не с реальным насилием. Говорят, напуган – вполовину побит. Небитый ребенок просто удивится.
Пережитое насилие приводит к формированию заниженной самооценки. Ребенок делает выводы о себе по тому, как к нему относятся значимые взрослые. Если ребенка обижают, унижают, бьют, пугают криком, угрозами, то ребенок верит в то, что все это он заслужил, потому что он плохой. Часто это иррациональное убеждение формирует всю его дальнейшую жизнь. Такая низкая самооценка приводит к тому, что он перестает стремиться к успеху и искать доброе отношение к себе. Затем следует либо смирение со своей беззащитностью и появление покорной жертвы, либо яростный протест против этого – и появление агрессивного насильника. Пережитый опыт насилия учит ребенка это насилие совершать, правда, теперь по отношению к более слабым и беззащитным. Многие взрослые насильники в детстве были жертвами насилия. «За что батька, за то и детки.»
Итак, получается замкнутый круг: насилие порождает насилие. Где есть насилие, там есть жертвы. Участники треугольника насильник-жертва-свидетель воспроизводят эти роли в следующих поколениях и/или с другими людьми. Мало кому удается избежать этого самостоятельно, без специальных усилий или специальной помощи.
А как выглядит семья без насилия?
Вот правила, по которым строятся здоровые отношения с близкими в семье без насилия
1. Проблемы признаются и решаются.
2. Поощряются свободы: свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества.
3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
4. Члены семьи могут удовлетворять свои собственные потребности.
5. Родители делают то, что говорят.
6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
7. В семье есть место развлечениям.
8. Ошибки прощаются, на них учатся.
9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.
10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.
Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.
Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!».
В РЕШЕНИИ проблем НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Вам ПОМОГУТ:
Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.
Территориальный центр социального обслуживания населения Жлобинского района.
Режим работы:
Понедельник — Пятница: с 8.00 до 17.00
Суббота: с 9.00 до 13.00
Обеденный перерыв: с 13.00 до 14.00
Предварительная запись на прием:
с 8.00 до 17.00 (ежедневно) — по телефонам: 2-23-10
Жлобинский социально-педагогический центр
Режим работы:
понедельник-пятница: 8.30 – 17.00
тел: 6-25-78
Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться за медицинской помощью, «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
тел. 3-02-14
Виды насилия над детьми и влияние на детей.
1. Физическое насилие — действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа, пистолета и т.д.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
при повреждении любых органов тела происходит нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность;
дети могут становиться агрессивными, тревожными, что сказывается на их отношении с другими людьми;
могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;
страх физического контакта, боязнь идти домой;
тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Медицинские индикаторы физического насилия над ребенком:
1. Раны и синяки:
разные по времени возникновения;
в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);
непонятного происхождения;
имеют особую форму предмета (например, имеет форму пряжки ремня, ладони, прута).
2. Отказ от медицинской помощи, противоречивые показания о происхождении повреждений.
3. Повторяющаяся госпитализация.
В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.
Взрослые, пережившие в детстве насилие, так же, как и большинство жертв жизненных травматических событий, страдают либо от пониженного, либо от повышенного контроля за своими чувствами, импульсами, уровнем тревоги. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию.
Следующие черты характеризуют взрослого человека, не справившегося с травмой насилия в детстве:
1. жестокость, насилие, отсутствие заботы в семье;
2. хаотичная или дезорганизованная семья;
3. потеря интереса и неприятие подростка семьей;
4. низкое качество общения членов семьи между собой;
5. саморазрушающее поведение
2. Отсутствие заботы о детях — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.
Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):
не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес. Ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, вандализм.
3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие):
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
отвержение ребенка;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
принуждение к одиночеству;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
похищение ребенка;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Влияние на ребенка:
задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
4. Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
ласка, эротизированная забота;
демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
изнасилование с применением силы, орально-генитальный контакт;
сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
проституция.
Влияние на ребенка:
ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;
может жаловаться на физическое нездоровье;
девочка может забеременеть;
ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;
скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика.
Если хотя бы на один из этих пунктов есть ответ «да», то необходимо обратиться за помощью.
ЕСЛИ РЕБЕНОК (ПОДРОСТОК) ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ, ТО:
поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок;
внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…»;
не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!
Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»
Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».
Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).
В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
Статья 66. Защита прав и законных интересов детей
При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.
Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.
Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей
Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.
Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).
Статья 80. Лишение родительских прав
Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.
Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.
При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.
Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей
Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей